DIG.BY

Дмитрий Спицын - соматика, массаж, социальные танцы, электромобили, программирование

Махмуд Эсамбаев: как человек в папахе заставил восхищаться собой весь мир?

Махмуд начал танцевать в 7 лет. Вся округа чеченского села Старые Атаги знала веселого парнишку, без которого не обходилась ни одна свадьба. Гибкий и пластичный мальчик начинал свой танец с того, что делал молниеносный пируэт на пальцах правой ноги, причем одновременно левой ногой касался головы. Он крутился юлой, мелькая босыми пятками, приводя в восторг взрослых. Танцевать Махмуд мог без устали, ведь это занятие с детства было его любимым делом.

В большой семье Эсамбаевых никто не смел ослушаться отца. Недовольный увлечением сына, Алисултан отправил сына в пастухи. Но юный Махмуд не унывал, вынося оскорбления братьев и побои отца. И только в самые трудные минуты мальчик, пряча красные от обиды глаза на плече своей матери, возбужденно твердил: «Я хочу танцевать, я не могу жить без танцев…» И мать многочисленного семейства, Бикату, гладила сына по голове, вселяя в него силы и надежду. Ее сын мечтал стать артистом, а она верила в его талант.

Махмуд Эсамбаев, будущий академик Международной академии танца, родился 15 июля 1924 года, 85 лет назад, в селе Старые Атаги, где умел танцевать каждый мужчина и каждая женщина. Не считая танец профессией, отец Махмуда, Алисултан, был в ярости, когда узнал, что его сын выступает со своим номером в коллективе кочующего по чеченским аулам цирка. Отец прятал от Махмуда одежду, запирал дома, но все было бесполезно. В 15 лет Махмуд поступил в хореографическое училище г. Грозного, куда переехала их семья. Одновременно участвовал в концертах Чечено-Ингушского ансамбля песни и танца.

Когда началась Вторая мировая война, Махмуд вместе с концертной бригадой ансамбля уехал на фронт. Во время одного из выступлений Эсамбаев был ранен в ногу. В полевом госпитале ему сделали операцию. По воспоминаниям его дочери Стеллы известно, что хирург сказал Махмуду: «Ногу я вам спас, а вот танцевать… вы не сможете».

Но Эсамбаев уже не мыслил себя без этой профессии. Он не только лечился после ранения, но и не переставал тренироваться, возвращая себя к прежней жизни.

Оказавшись в 1943 году в освобожденном Пятигорске, он так покорил администрацию местного театра оперетты своими танцами, что ему сразу предложили несколько ролей из репертуара, над которым работали актеры-профессионалы. Махмуд танцевал в спектаклях «Роз-Мари», «Холопка», «Раскинулось море широко». Несмотря на молодость танцора, никто из актеров не сомневался в его несомненном таланте.

Окончилась война. Казалось, что все самое плохое в жизни уже позади offshore bank account. Но когда Махмуд приехал в Грозный, то не нашел ни родных, ни друзей. Cталин принял решение о выселении чеченцев и ингушей с территории их национальной родины. Далее последовал Указ Верховного Совета СССР, который ликвидировал Чеченскую республику. Людей насильственно депортировали 23 февраля 1944 года в Среднюю Азию, Сибирь. Длилась депортация около 13 лет, она унесла жизни многих переселенцев. (Только в 1989 году СССР реабилитировал чеченцев и ингушей).

Для многих семей, в том числе и Эсамбаевых, это стало трагедией. Не перенесла переселения мать Махмуда, она умерла, тяжело заболел отец. Горе сблизило отца с сыном. Когда Махмуда приняли в Киргизский театр оперы и балета, он, увидев замечательных партнеров по сцене, начал упорно работать над своим телом у балетного станка. Потом это стало его ежедневной привычкой. Как писала его дочь Стелла, отец Махмуда, живший с ним в те годы, отмечал упорство и настойчивость сына, его поистине самоотверженный труд. «Прости старика, сынок, – как-то сказал он Махмуду, – только теперь я понимаю, как я был глуп».

Партии, исполненные Махмудом в спектаклях «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан», стали в дальнейшем эталоном хореографии тех лет. Больше 10 лет он работал в Киргизии. О танцоре Эсамбаеве писали в газетах, он стал призером многочисленных фестивалей и конкурсов. Его высоко ценила балерина Г. Уланова. А балетмейстер Большого театра Ю. Григорович говорил, что «каждое выступление Махмуда – это законченный балет».

No votes yet

Copyright © Dmitry Spitsyn, 2008-2013