DIG.BY

Дмитрий Спицын - соматика, массаж, социальные танцы, электромобили, программирование

Как Суламифь Мессерер стала некоронованной королевой балета?

в категориях:

4 июня 2004 года, в возрасте 96 лет, не стало Суламифь Мессерер, солистки балета, педагога, народной артистки РФ и кавалера ордена Британской империи.

Когда в 92 года она приехала из Лондона в Москву на вручение премии «Душа танца», балерина, забыв о возрасте, быстро вышла на сцену и станцевала канкан. Всем стало ясно, что Суламифь, которая была окружена легендами не меньше, чем знаменитые родственники – брат Асаф Мессерер и племянница Майя Плисецкая, – с годами не утратила своей строптивости, резвости и остроумия.

Суламифь Михайловне удалось в считанные минуты вернуть всех присутствующих в 30-40-е годы прошлого века, когда самые известные солистки балета Большого театра соперничали в жизни и на сцене, завоевывая звания, роли и внимание сильных мира сего…

Суламифь (ее все называли Мита) родилась 27 августа 1908 года в московской многодетной семье зубного врача Михаила Борисовича и домохозяйки Симы Моисеевны Мессерер. В семье было 10 детей. В своей биографии известная балерина писала, что мать была душой семьи, а отец – её главой.

Михаил Борисович был очень разносторонним человеком. Он увлекался театром, много читал, знал 7 европейских языков, причем английский язык изучил в возрасте 68 лет. Неслучайно 5 детей из семьи Мессерер посвятили себя искусству. Азарий (псевдоним – Азарин) стал актером МХАТа, Елизавета работала в театре под руководством Юрия Завадского, Рахиль, мать Майи Плисецкой, пробовала свои силы в кино, Асаф и Суламифь увлеклись балетом.

В балетную студию Суламифь пришла вслед за старшим братом Асафом. Ей было тогда 12 лет. Когда зимой, в холодной комнате члены приемной комиссии попросили Суламифь «показать ножки», девочка сняла шубку и горделиво прошлась по кругу. Ее приняли. Суламифь могла репетировать часами. У нее была недетская выносливость, сильный прыжок и, по ее словам, «шквальный темперамент».

Посещая хореографическое училище при Большом театре, Суламифь не на шутку увлеклась плаванием. Она окончила школу плавания и уже через год стала чемпионкой страны на стометровой дистанции. Это звание Суламифь удерживала 4 года. Но в конечном итоге она все-таки выбрала балет.

Процесс тренировок в плавании развил в ней настойчивость и упорство. Суламифь завоевала сцену благодаря партиям: Лизе в «Тщетной предосторожности», Маше в «Щелкунчике», Китри в «Дон Кихоте». Но лучшими ролями балерины стали – Суок в «Трех толстяках» и танцовщица в «Светлом ручье».

В 1933 году Суламифь, первая из советских балерин, вместе с братом Асафом, оформила контракт на заграничное турне. Она давно мечтала увидеть Париж. Многие актеры Большого театра с удивлением пожимали плечами, некоторые откровенно смеялись над ее чудачеством, были и те, кто откровенно жалел балерину. В коридорах театра шептались: «Не боится работу потерять… Сумасшедшая». Но Суламифь не собиралась отступать. Узнала от кого-то, что ведает искусством старый большевик, член ВЦИК, Авель Енукидзе. Нашла его телефон и договорилась о встрече. Оказалось, что выехать было совсем несложно.

В Париже у них с Асафом был успех. Они даже хотели отправиться из Парижа в Америку. Но в Большом театре приступили к постановке балета «Пламя Парижа», и Суламифь решила вернуться в Москву. Она солировала в балете, как всегда, увлеченно, жизнерадостно и уверенно. Однако, удостоенная сталинской премии за исполнение роли, Суламифь не испытывала радости.

Голосов пока нет

Когда хастл танцуется с удовольствием,
не бывает ошибок – только новые движения!
© КСТ DIG

Copyright © Dmitry Spitsyn, 2008-2013