О импровизации и экспромте. Их отличие.
На протанцовке в субботу руководителем клуба был затронут вопрос о различии между понятиями импровизации и экспромта, и также о том, что вообще значат эти понятия. В ответ на что каждый из участников группы попытался дать свой ответ, объяснить так, как понимает он сам лично. В результате полного и однозначного ответа я не услышал, и поэтому, как сами теперь понимаете, я и пишу данную статью. Таким образом я попытаюсь систематизировать полученную информацию и выдать её на письме, что будет особенно полезно для тех, кто прослушал и кого не было, и также интересно для тех, кто хочет увидеть раскрытие данной темы в письменной форме.
Итак, моя цель, в основном, дорогие читатели — донести до Вас смысл таких понятий, как импровизация и экспромт. Несмотря на то, что точного определения, что они есть, в словарях нет, а об импровизации и экспромте именно в танцах и подавно. И, несмотря на то, что каждый сталкивался с данными понятиями и даже имеет некоторое собственное представление о них.
Когда-то один мне знакомый человек, посмотрев юмористическое телешоу, спросил вслух, как бы сам себя: "Все их шутки, конечно, очень удачные и смешные... Интересно, однако, — они заранее подготовленные или это экспромт?" Так я впервые более-менее отчётливо задался значение этого слова. Итак, в узком смысле экспромтом можно назвать любое художественное или же музыкальное произведение, созданное без подготовки, в широком — различного рода выступления, исполнения без специальной подготовки. Зачастую, конечно, как видите, им пользуются, когда речь заходит об ораторском искусстве.
Экспромт является, кстати, разновидностью импровизации. Импровизация — произведение искусства, которое создаётся во время процесса исполнения, либо собственно процесс его создания. Импровизации создаются во многих видах художественного творчества: в поэзии, музыке, танце, театре и др. Чтобы подчеркнуть различие между импровизацией и экспромтом, я приведу пример того, как они реализуются в танце.
Посмотрите на экспромт: у вас есть чёткая, жёсткая схема танца, которую вы планируете показать на танцполе. Но, допустим, танцпол не обладает достаточной площадью, чтобы все пары, которые там сейчас танцуют бок о бок, смогли полноценно выполнить свои выученные схемы танцев. И вы — одна из таких пар, т.е. в вашем репертуаре есть такие движения, которые невозможно выполнить на том маленьком кусочке танцпола, который был вам выделен. А когда пришло время станцевать это движение, а соседняя пара как раз в этот момент мешает его вам сделать — тут самое время родиться какому-нибудь другому движению, которое не уменшит ценность вашего танца. Если Вы танцуете в шляпе, а она упала с головы, то выручит только что? Правильно...экспромт.
А вот импровизация: в социальных танцах, которые как раз нередко носят импровизационный характер, каждое движение пары можно рассматривать как некий "ответ" на "вызов", брошенный определённым ритмом и интонацией песни, которые она может менять на всём своём протяжении. У пары нет определённой схемы, но есть набор движений, которые они применяют в соответствии с каждым единичным моментом песни. Более ярким и сильным примером импровизации можно считать так называемые свободные танцы. Выходит как бы, что экспромт является удачно переигранной случайностью, в то время как импровизация каждую секунду подчинена настроению песни.
Итак, первое — неизбежно, ведь не всегда предугадаешь, что может произойти (что было делать Паганини, кроме того, как сыграть на одной струне), второе просто необходимо, потому что танец без эмоциональности и творческого наполнения ведёт к потере смысла танца и похожести танцующих.
Надеюсь, читатели, мне удалось расставить всё на свои места и донести до Вас основную мысль.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
- просмотров: 16757